Тамара Рейн
Тамара РЕЙН родилась 26 июня 1915 года в деревне Гусевка Саратовской губернии в семье выходцев из Латвии. В 1916 году отец будущей художницы, агроном, перевез семью в Москву в район Чистых прудов, рядом с художественным факультетом ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН. В 1930 году Тамара РЕЙН поступила на Художественно-графический факультет Московского полиграфического института, единственного тогда в Москве высшего учебного заведения, возникшего на творческой базе ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН. В состав профессуры факультета входили Владимир Фаворский, Константин Истомин, Николай Купреянов, Михаил Родионов, Лев Бруни и другие замечательные художники. Располагался факультет на Мясницкой напротив Почтамта в том здании, где сейчас Академия художеств И. Глазунова. Тридцатые годы вошли в историю нашей страны как один из самых драматических периодов. Естественно, это не могло не коснуться будущих художников, поступивших в институт в эпоху авангардного искусства, а закончивших его в пору «искусства воспевать», то есть, соцреализма. Активное давление оказывалось на профессуру. Так, курс, на котором училась Тамара РЕЙН, был оставлен на дополнительный год «переучиваться от насажденного формализма». Правда «переучивали» их, к счастью, те же преподаватели. Еще во время учебы Тамара РЕЙН выполняла эскизы театральных костюмов и декораций постановок для студии С. Серпинского; под руководством Л. Бруни работала по заданиям Мастерской монументальной живописи при Академии архитектуры СССР. Официально ее творческая биография открывается первыми иллюстрациями, опубликованными в журналах и книгах в 1935 году. Во время войны Тамара РЕЙН работала на маскировочных работах в Москве и Подмосковье, затем методистом по лечебной физкультуре. Творческим результатом военных лет явилась серия акварелей и рисунков «Эвакогоспиталь № 4640». В 1945 году вступила в Московский Союз художников (МОСХ).В послевоенном творчестве Тамары РЕЙН ярко проявилась индивидуаль-ность, уход от традиций, полученных в художественной школе. Это выразилось, прежде всего, в акварельной живописи, в которой художница искала свой творческий путь. Она не боялась оставлять «пройденный этап»: так, достаточно мрачные послевоенные акварели сороковых (например, серия «Москва 40-х – начала 50-х» трансформировались в стихийные светлые работы пятидесятых-шестидесятых (портреты художников, «Ока», «Древние русские города», «Прибалтика»).Одновременно со станковой графикой художница экспериментировала в технике эстампа (офорт, линогравюра, литография, монотипия), работала в искусстве книжной графики. Наибольшей индивидуальности творчество Тамары РЕЙН достигло всемидесятые-девяностые годы, когда ею были созданы замечательные акварельные циклы«Крым», «Кавказ», «Переславль-Залесский», «Ленинград», «Холомки», «Белоруссия», «Юрмала» и многие другие. Эти годы можно считать подлинным расцветом творчества художницы. К девяностым годам относятся ее эксперименты, сочетающие акварельную живопись с рельефами на глине и гипсе. Представленные в этом зале акварели Тамары РЕЙН посвящены Пскову и Псковской земле, которые художница много раз посещала, начиная с 60-х годов до самой смерти в 2000 году. На этих полотнах зритель имеет возможность проследить изменение творческих пристрастий художницы. В 60-ые Тамара РЕЙН создала графическую серию, связанную с экспедицией на Чудском озере, а начиная с 1989 года в течение почти десяти лет творила в Холомках, создав галерею акварелей, монотипий и рисунков, отражающих неповторимую красоту этого удивительного места.
Работы Тамары РЕЙН находятся в Государственной Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств имени Пушкина, музеях многих городов России, в частных коллекциях в стране и за рубежом. Она является составителем сборника воспоминаний «Художник, судьба и Великий перелом. ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН – Полиграфинститут – МИИИ», Москва, «Пальмир», 2000, посвященного годам учебы. Начиная с 1935 года, Тамара РЕЙН участвовала практически во всех городских, республиканских и союзных (до 1991 г.) выставках графики и живописи, а также в международных экспозициях. В составе группы художников, в которую кроме нее входили А. Журов, В. Федяевская, С. Родионова, Д. Бродская, многократно выставлялась в течение 70-ых – 80-ых годов в различных залах столицы. Лауреат ряда художественных премий.
Персональные выставки:
1965 г. - «По родной стране». Акварель, рисунок, эстамп. Центральный дворец пионеров, Москва.
1991 г. – Выставка акварели. Галерея MRK, Таллинн.
1993 г. - «Переславль-Залесский». Акварель, барельефы. Галерея редакции журнала «Наше наследие», Москва
1993 г. – «Псковский край». Акварель. Выставка, посвященная презентации книги В. Потресова «Тайна Вороньего Камня». Центральный дом журналиста, Москва
1994 г. – «Холомки». Акварель. Псковский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Псков.
1995 г. – «Москва». Акварель, эстамп. Галерея редакции журнала «Наше наследие», Москва
1996 г. – Выставка в Эстампной студии им. Игн. Игн. Нивинского. Акварель, рисунок, эстамп. Творческое объединение «Московский эстамп». Москва
1998 г. – Тамара Рейн. Ретроспективная выставка 30-ые – 90-ые. Живопись, акварель, рисунок, эстамп, барельефы. Муниципальный выставочный зал Центрального округа «Солянка». Москва
2005 г. – «Москва военная и послевоенная». Акварель, рисунок, эстамп. Галерея редакции журнала «Наше наследие», Москва