Игорь Шаймарданов. Иллюстрации. (А.С.Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина") 30 января 2016 года
Имя Игоря Шаймарданова уже прочно связано с именем Пушкина. Предыдущие серии художника радовали зрителей тем, что представляли великого поэта современником: «наше все» автор помещал в контекст сегодняшнего дня, предлагая ему не только поучаствовать в традиционных забавах типа хоровода или лепки снеговика, но и порадоваться новым развлечениям: то покататься на велосипеде, то поплавать в бассейне. В результате зритель вспоминал о вечной любви к поэту, возведенной в ранг непреходящих национальных ценностей.
На этот раз художник обратился не к самому Пушкину, а к его текстам. Пушкинский цикл «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» ? едва ли не самое шутливое его произведение, поэтому зритель Шаймарданова мог справедливо ожидать от него прежней радостной легкости. Однако художник сменил веселую манеру прихотливой игры на почти лубочную простоту. В иллюстрациях на первый план выдвинуты не шутливость и игровое начало белкинских рассказов, заставившие в свое время Баратынского «ржать и биться» над «Повестями…», а простота обыденности. Скучноватая и сероватая, она все же чревата судьбоносными потрясениями: вечной разлукой с родными и неожиданно счастливым мезальянсом, удачным финалом незамысловатой интриги и успешным противостоянием человека злу разбушевавшейся стихии.
В пушкинских «Повестях Белкина» судьба к человеку благосклонна, и как Адриян Прохоров в финале повести, сегодняшний зритель Шаймарданова хотел бы почувствовать уверенность в благорасположении к нему естественного хода жизни. Перед нами неяркие пейзажи и в меру украшенные обжитые интерьеры, с немногими знаками исторической эпохи; типичные образы обыкновенных людей и сцены из их жизни. Все словно в ожидании солнца, которое ненавязчиво светит в окна героев иллюстраций.
Знакомство с таким, новым для нас Игорем Шаймардановым – знак того, что жизнь, с ее неприхотливыми радостями, случайностями и счастливыми неожиданностями в любом случае продолжается.
И. Мотеюнайте