Интервью с художником.Галина Васильева

Приведу несколько отзывов о выставке присланных по почте и написанных в книгу.(И.Сёмин)

1.

Впечатления дилетанта

 Специфика эстетической эмоции, по Канту, в отсутствии прагматической заинтересованности. Когда вещество используется не по назначению, это может удивлять или  раздражать, но обязательно вызывает вопрос, то есть заставляет думать. Зритель, увидев, как солью рисуется круг (а потом квадрат), спрашивает: «Почему соль?». Из-за привычностив сфере едыэстетические (=бесполезные) свойствасоли не  замечаешь. И вот художник на твоих глазахрисует солью по земле/бетону/асфальту, и ты видишь такую чистейшую белизну, которойуступает белизна снега. Нужно говорить не «белый, как снег», а «белый, как столовая соль».Это ново для тебя. В движении солевой струи/луча/потока, в летящем распылении соли вдруг проступают ее сыпучесть и легкость… Инеизбежно вспоминается выражение «соль земли». Его евангельское происхождение («Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям», (Матф.: 5; 13)) в данной ситуации не имеет значения, потому что сейчас, пока рисует перформансист,  рождается, припоминается и понимаетсясимвол: соль – это суть, что-то первичное, важное, нужное не только в еде.Как всякий символ,  этот многозначен и принципиально несводим к какой-то определенной завершенности.

Веществом-символом художник создаетсамую совершенную по простоте форму – круга. Замыкающего, оберегающего, отгораживающего пространства. Преодолевается его замкнутость только по вертикали. Стоящий внутри круга человек и представляет собой вертикаль: мы так природой созданы, чтобы тянуться вверх.

Человек берет в руки куб и поднимает его на голову. Что может быть рукотворнее? В природе ведь практически не встречается, это человек плодит кубообразные дома, мебель, технику… Куб тоже видится символом: цивилизации, с ее ясной простотой и неизбежными ограничениями. Его прозрачность напоминает о воздухе и легкости и о безжизненности (мир-то в майский вечер просто вопит цветами и запахами), и о множестве потенций пустоты.Но в таком положении – над головой человека – куб, прежде всего,напоминает о зданиях.

Тут-то и связываются все узлы ассоциаций. Держит куб большеглазая женщина в яркой юбке и милом кокетливом шарфике. Современная, похожая на нас, понятная и близкая, она напоминает о кариатидах. Все значения этих скульптурных богинь / рабынь / любовниц соединяются сегодня в действии художницы.Она одна в огромном пространстве, на глазах незнакомых людей, сотворила свой мир, она сказала с помощью простых веществ и форм о своем месте между небом и землей, о тяжести участи, о готовности стоять и держаться.Такая обнаженная смелость вызывает восхищение и сочувствиеи относится к каждому зрителю.

 Сегодня снова я пойду

Туда, на жизнь, на торг, на рынок,

И войско песен поведу

С прибоем рынка в поединок!

 На полу бежевый с черным крест, по черному – белая рамка из соли, в центре – прозрачный куб, наполненный воздухом. Кажется, все стихии соединились в получившихся квадратах. В зале долгая тишина. Потом зрители зажгли свечи и хаотично расставили по черному полю. Да, и правда, огня не хватало! Теперь сделано.

Все на твоих глазах.

 В зале простые формы: прямоугольники и квадраты, не больше двух на полотне. Гармоничные в соотнесенности размеров и цветовых сочетаний. Теплый оранжевый, неяркий красный, коричневый, золотой, непугающий черный. Как главное вокруг нас: солнце и земля. Успокаиваются глаза и нервы. Хочется всматриваться в плоскости полотен (?), в их простоте сконцентрированы уловленные художником живые и сегодня смыслы, рожденные разными культурными традициями прошлого, прежде всего, авангардными, но узнается и древняя Япония, и А. Дюрер с его «Меланхолией» . Спасибо автору за найденные геометрические пропорции и гармонию цветосочетаний. Даже без перформансов они «срабатывают».

 А вечером во дворе остался белый круг, он светился. От лунного света, конечно, но кажется, что не только.

 Илона Мотеюнайте 30 мая 2015