Тамара Рейн. "Мой круг" 10 сентября 2015 года
Невозможно найти художника, в творчестве которого не присутствовал бы портрет, как непременный атрибут восприятия окружающего мира, – на всю жизнь.
В работах Тамары Рейн, выполненных за долгий творческий период, портреты, написанные маслом, выполненные в технике графики, в том числе акварели – галерея лиц, встреченных начиная с 1930-х, времени обучения в Московском полиграфическом институте, кончая последними годами ХХ века.
Поэтому трудно, разумеется, найти в Пскове зал, где было бы представлено все направления этого творчества художника, а в любом отборе как всегда присутствует субъективность.
Однако, определяется она, прежде всего предположением, что именно эти работы могут быть интересны псковским ценителям изобразительного искусства, а также временем создания с тем, чтобы зритель проследил эволюцию творчества художника.
Илья Семин, в чьей галереи проходит выставка, был лично знаком с Тамарой Мироновной, знал ее творчество. При отборе работ, его идея состояла не только в том, чтобы показать художника, но и рассказать о героях его творчества, чтобы зритель увидел их с той стороны, с которой вряд ли многие их знают.
Герои портретов – люди разных поколений, разных профессий, а уж колоритных образов – не счесть! Вот и выставка вышла синтетической: изобразительное творчество и эссеистика, рассказы о героях портретов, их жизни в самых необычных проявлениях.
Увы, забываются уходящие в небытие люди: вряд ли сегодня кто вспомнит художников, писателей, ученых середины прошлого века. А они – вот, прямо тут, рядом с нами.
Выставка, посвященная 100-летию со дня рождения Тамары Рейн, станет своего рода воспоминанием и о героях ее творчества.
В. Потресов
Тамара Рейн. Основные даты
1915
26 июня. Родилась в деревне Гусевка Балашовского уезда Саратовской губернии.
1930 – 1931
Занималась рисунком в студии Федора Рерберга на Мясницкой. Москва.
1931
Окончила среднюю школу № 42. Поступила на Художественно-графический факультет Полиграфического института (позже переименованного в Московский институт изобразительных искусств МИИИ).
1931 – 1933
Училась у профессоров М.С.Родионова и Н.Н.Купреянова.
1933 – 1938
Училась у профессоров В.А.Фаворского, А.Д.Гончарова (ассистент А.М.Гусятинский), К.Н.Истомина, М.А.Доброва, Л.А.Бруни.
1935
Начинает выполнять самостоятельные работы в технике офорта.
1936 – 1946 (с перерывом)
Работа в Мастерской монументальной живописи Академии архитектуры СССР под руководством В.А.Фаворского и Л.А.Бруни.
1938
Окончила графический факультет МИИИ.
Первые иллюстрации в журналах «Тридцать дней», «Мурзилка», обложка к журналу «Вожатый» и первые же плакаты: «Лыжница», «Физкультурный парад» и другие.
Создает театральные костюмы и декорации в студии С.В.Серпинского.
1941
Лето: участие в маскировочных работах на авиационном заводе в Тушино.
Осень: эвакуация в г. Казань; оформление жилого поселка авиационного завода им. С.Орджоникидзе.
1942
Работает инструктором по военно-лыжной подготовке в Москве, а затем методистом по лечебной физкультуре в госпитале № 4640.
1943
Направлена в распоряжение Мастерской монументальной живописи Академии архитектуры СССР.
1945
11 мая: принята Московское отделение Союза советских художников, МОССХ, билет № 1081).
Август – сентябрь: работа в экспедиции Комитета по делам архитектуры при Совнаркоме СССР в Южно-Ветлужском районе Горьковской области.
Декабрь: выполняет живописные работы по заданию дирекции Ансамбля советской оперы при ВТО к опере Танеева «Орестея»
1949
Выполняет эскизы оформления, а также живописные детали оформления к спектаклю «Два капитана» в постановке С.В.Серпинского.
1950
Начинает работать в технике литографии. Первая работа «Ивановский монастырь в Москве».
1955
Начинает работать в технике линогравюры.
1958
Работает иллюстратором альманаха «Туристские тропы» (издательство «ФиС»).
1962 – 1963
Художник в экспедиции АН СССР по уточнению места Ледового побоища 1242 г.
1965
Работает на Творческой даче «Челюскинская» в технике линогравюры и литографии.
1966
Август: выход в свет книги Г.Караева и А.Потресова «Загадка Чудского озера» (издательство «Молодая гвардия»), оформление и иллюстрации Т.Рейн.
1967
Участвует в экспедиции по местам Невской битвы 1240 г.
1970
Выход в свет книги Г.Караева и А.Потресова «Путем Александра Невского» (издательство «Молодая гвардия»), иллюстрации, оформление Т.Рейн.
1984
Начинает работать в технике акварельной монотипии.
1986
Апрель: выход в свет книги В.Потресова «Судоверфь на Арбате» (издательство «Молодая гвардия»). Обложка и шмуцтитулы Т.Рейн.
1988 – 1990
Работает в Доме творчества в Переславле-Залесском.
Начинает работать в технике акварельной росписи гипса и глиняных рельефов.
1990 – 1997
Создает серию акварелей «Холомки», «Псков», работает в технике расписной глины и гипса.
1998
Выход в свет первого «номерного» издания книги «Художник, судьба и Великий перелом» (издательство «АиБ»). Составление и авторский очерк Т.Рейн.
2000
Июль: выход в свет второго издания книги «Художник, судьба и Великий перелом» (издательство «Пальмир»).
13 октября. Тамара Мироновна Рейн скончалась.
Основные выставки
1957
Первая выставка эстампа московских художников. Москва. Каталог. М., 1957. С. 36.
Персональная выставка «По водным путям средней полосы России». Офорт, акварель. Апрель. Московский клуб туристов. Москва.
Москва социалистическая в произведениях московских художников. Москва. АХ СССР.
1959
«Дети – наше будущее». Выставка к Международному дню защиты детей. Дом дружбы с народами зарубежных стран. Москва.
1961
Третья выставка эстампа московских художников. Москва.
1963
Физкультура и спорт в изобразительном искусстве. Москва.
1965
Персональная выставка «По родной стране». Центральный дворец пионеров. Москва.
1971
Отчетная выставка акварели «Ленинград». Ленинград. Выставочный зал СХ РСФСР.
1975
Отчетная выставка акварели «По Витебской области». Витебск.
1976
«Художники на стройках девятой пятилетки». Москва.
Д.Бродская, А.Журов, М.Миронова, Л.Ратнер, Т.Рейн, Е.Родионова. Групповая выставка.
1978
Пятая всесоюзная выставка акварели. Москва.
1979
«Физкультура и спорт в изобразительном искусстве». IV Всесоюзная художественная выставка. Москва.
1981
Шестая всесоюзная выставка акварели. Москва, ЦДХ.
1983
«Спорт в искусстве». V выставка произведений московских художников. Москва.
Групповая выставка московских художников: Дора Бродская, Александр Журов, Лия Ратнер, Тамара Рейн, Елена Родионова. Акварель, рисунок, эстамп. Москва.
1984
Седьмая всесоюзная выставка акварели. Москва. Договор (сопровод. письмо исх. № 733 от 28 февраля 1983 г.).
1987
Восьмая всесоюзная выставка акварели. Ленинград.
1991
Персональная выставка акварелей Тамары Рейн. Таллин, Русская галерея.
1993
Персональная выставка «Переславль-Залесский». Акварель, барельефы. Выставочный зал «Наше наследие», Москва.
Персональная выставка «Псковский край». Акварель. Выставка, посвященная презентации книги В. Потресова «Тайна Вороньего Камня». ЦДЖ. Москва.
1994
Персональная выставка «Холомки». Акварель. Псковский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Псков.
1995
Персональная выставка «Моя Москва». К 850-летию Москвы. Выставочный зал «Наше наследие». Москва.
1997
Персональная выставка «Художник Тамара Рейн. Выставка эстампа, рисунка, акварели». Москва. Студия им. Игн.Игн.Нивинского.
1998
Персональная выставка «Тамара Рейн. Графика, живопись, рельеф. 1930 – 1990 годы». Москва. Государственный выставочный зал «На Солянке».
2002
Цветными карандашами. Галерея «Ковчег». Москва.
2004
Персональная выставка «Псковские акварели». Галерея «Герцена 6», Псков.
2005
Персональная выставка «Москва военная и послевоенная». Акварель, рисунок, эстамп. Выставочный зал «Наше наследие». Москва.
2010
Персональная выставка «Псковский край в акварелях Тамары Рейн». Псковская областная научная библиотека. Псков.
2011
Персональная выставка «Графика». Первый фестиваль «Псковская галерея». Псков.
2015
Персональная выставка «От черного – к цвету». Выставочный зал музея А.С.Пушкина. Москва.
Персональноая выставка «Крым в акварелях Тамары Рейн». Выставочный зал редакции журнала «Наше наследие». Москва
Осень Года литературы в Пскове начинается 10 сентября 2015 года презентацией 2-го выпуска альманаха «Псковский литературно-художественный журнал» в Центральной городской библиотеке на Конной и открытием в галерее Ильи Сёмина (ул. Школьная, 19, вход со двора, 2 этаж) графической выставки портрета «Мой круг», к 100-летию Т.М. Рейн. Эта уже третья выставка памяти художницы: первая прошла в Московском музее А.С. Пушкина, вторая – в журнале «Наше Наследие».
Редакция альманаха выполняет обещание «воздействовать на псковский культурный контекст, привносить в него новые и вспоминать забытые имена». В новом номере опубликованы авторы из Пскова, Москвы и Устюжны. Наш край представлен большой подборкой стихотворений Геннадия Кононова.
Событием выпуска, по мнению редакции, стало присутствие в нем служителей церкви: поэтической подборки священника за штатом Фёдора Васильева из старинной Устюжны, а также развёрнутого эссе о. Константина Кравцова о творчестве Дениса Новикова. Его поэзию редакция с радостью представляет псковичам.
Необычным является публикуемый материал современного акциониста и перформера Алексея Рафиева.
Сказками Ильи Сёмина редакция предлагает выглянуть из беды экзистенциального провинциального одиночества, взглядом ребенка посмотрев на Холомки, где сливаются природа и культура. Память о серебряном веке, ощутимая в воздухе этого места, звучит также во фрагменте из книги Дмитрия Прокофьева об Игоре-Северянине. Тема Холомков как пристанища творческой интеллигенции начала 1920-х годов своеобразно продолжается главой из книги Владимира Потресова о его матери, художнице Тамаре Мироновне Рейн, которая в последние годы жизни часто бывала в Холомках. Эта публикация и стала своеобразным анонсом большой выставки художницы.
На ней представлены 56 графических листов с портретами близких, друзей, художников. Много узнаваемых лиц: актер Андрей Миронов, пианист Ван Клиберн, генерал Караев, живописец Илья Комов (сын известного псковичам скульптора Олега Комова, автора памятника «Пушкин и няня»), художник Михаил Фейгин и другие интересные фигуры. Публичность и известность персонажей потребовала включить в экспозицию большой стенд с комментариями к портретам. Набранные мелким шрифтом буклеты в 10 страниц призваны проверить любознательность псковичей: действительно ли мы «ленивы и нелюбопытны», как уверял классик?
Презентация 2-го выпуска альманаха «Псковский литературно-художественный журнал» начинается в 17.00. Журнал можно приобрести во время презентации.
Выставка «Мой круг» открывается в 20.00. Гостям предлагается приобрести книги Т.М. Рейн «Художник, судьба и Великий перелом» и юбилейную книгу-альбом «Тамара Рейн. От черного к цвету». Выставка в более развернутой версии (100 портретов) будет размещена на сайте «seminart.ru».
Текст к выставке Тамары Рейн на первом фестивале художников "Псковская галерея"
Тамара РЕЙН родилась 26 июня 1915 года в деревне Гусевка Саратовской губернии в семье выходцев из Латвии. В 1916 году отец будущей художницы, агроном, перевез семью в Москву в район Чистых прудов, рядом с художественным факультетом ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН. В 1930 году Тамара РЕЙН поступила на Художественно-графический факультет Московского полиграфического института, единственного тогда в Москве высшего учебного заведения, возникшего на творческой базе ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН. В состав профессуры факультета входили Владимир Фаворский, Константин Истомин, Николай Купреянов, Михаил Родионов, Лев Бруни и другие замечательные художники. Располагался факультет на Мясницкой напротив Почтамта в том здании, где сейчас Академия художеств И. Глазунова. Тридцатые годы вошли в историю нашей страны как один из самых драматических периодов. Естественно, это не могло не коснуться будущих художников, поступивших в институт в эпоху авангардного искусства, а закончивших его в пору «искусства воспевать», то есть, соцреализма. Активное давление оказывалось на профессуру. Так, курс, на котором училась Тамара РЕЙН, был оставлен на дополнительный год «переучиваться от насажденного формализма». Правда «переучивали» их, к счастью, те же преподаватели. Еще во время учебы Тамара РЕЙН выполняла эскизы театральных костюмов и декораций постановок для студии С. Серпинского; под руководством Л. Бруни работала по заданиям Мастерской монументальной живописи при Академии архитектуры СССР. Официально ее творческая биография открывается первыми иллюстрациями, опубликованными в журналах и книгах в 1935 году. Во время войны Тамара РЕЙН работала на маскировочных работах в Москве и Подмосковье, затем методистом по лечебной физкультуре. Творческим результатом военных лет явилась серия акварелей и рисунков «Эвакогоспиталь № 4640». В 1945 году вступила в Московский Союз художников (МОСХ). В послевоенном творчестве Тамары РЕЙН ярко проявилась индивидуальность, уход от традиций, полученных в художественной школе. Это выразилось, прежде всего, в акварельной живописи, в которой художница искала свой творческий путь. Она не боялась оставлять «пройденный этап»: так, достаточно мрачные послевоенные акварели сороковых (например, серия «Москва 40-х – начала 50-х» трансформировались в стихийные светлые работы пятидесятых-шестидесятых (портреты художников, «Ока», «Древние русские города», «Прибалтика»).Одновременно со станковой графикой художница экспериментировала в технике эстампа (офорт, линогравюра, литография, монотипия), работала в искусстве книжной графики. Наибольшей индивидуальности творчество Тамары РЕЙН достигло в семидесятые-девяностые годы, когда ею были созданы замечательные акварельные циклы «Крым», «Кавказ», «Переславль-Залесский», «Ленинград», «Холомки», «Белоруссия», «Юрмала» и многие другие. Эти годы можно считать подлинным расцветом творчества художницы. К девяностым годам относятся ее эксперименты, сочетающие акварельную живопись с рельефами на глине и гипсе. Представленные в этом зале акварели Тамары РЕЙН посвящены Пскову и Псковской земле, которые художница много раз посещала, начиная с 60-х годов до самой смерти в 2000 году. На этих полотнах зритель имеет возможность проследить изменение творческих пристрастий художницы. В 60-ые Тамара РЕЙН создала графическую серию, связанную с экспедицией на Чудском озере, а начиная с 1989 года в течение почти десяти лет творила в Холомках, создав галерею акварелей, монотипий и рисунков, отражающих неповторимую красоту этого удивительного места. Работы Тамары РЕЙН находятся в Государственной Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств имени Пушкина, музеях многих городов России, в частных коллекциях в стране и за рубежом. Она является составителем сборника воспоминаний «Художник, судьба и Великий перелом. ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН – Полиграфинститут – МИИИ», Москва, «Пальмир», 2000, посвященного годам учебы. Начиная с 1935 года, Тамара РЕЙН участвовала практически во все городских, республиканских и союзных (до 1991 г.) выставках графики и живописи, а также в международных экспозициях. В составе группы художников, в которую кроме нее входили А. Журов, В. Федяевская, С. Родионова, Д. Бродская, многократно выставлялась в течение 70-ых – 80-ых годов в различных залах столицы. Лауреат ряда художественных премий.
Персональные выставки:
1965 г. - «По родной стране». Акварель, рисунок, эстамп. Центральный дворец пионеров, Москва.
1991 г. – Выставка акварели. Галерея MRK, Таллинн.
1993 г. - «Переславль-Залесский». Акварель, барельефы. Галерея редакции журнала «Наше наследие», Москва
1993 г. – «Псковский край». Акварель. Выставка, посвященная презентации книги В. Потресова «Тайна Вороньего Камня». Центральный дом журналиста, Москва
1994 г. – «Холомки». Акварель. Псковский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Псков.
1995 г. – «Москва». Акварель, эстамп. Галерея редакции журнала «Наше наследие», Москва
1996 г. – Выставка в Эстампной студии им. Игн. Игн. Нивинского. Акварель, рисунок, эстамп. Творческое объединение «Московский эстамп». Москва
1998 г. – Тамара Рейн. Ретроспективная выставка 30-ые – 90-ые. Живопись, акварель, рисунок, эстамп, барельефы. Муниципальный выставочный зал Центрального округа «Солянка». Москва
2005 г. – «Москва военная и послевоенная». Акварель, рисунок, эстамп. Галерея редакции журнала «Наше наследие», Москва