Евгений Кропивницкий. Графика. 13 апреля 2016 год Псков
Евгений Леонидович Кропивницкий родился 25 июля 1893 г. в Москве, в семье железнодорожного чиновника с прочными литературно-художественными традициями. По окончании Строгановского художественного училища (1904 – 1911) работал театральным оформителем, бутафором, гримером; параллельно в 1915 – 1918 гг. учился на факультете истории народного университета им. Шанявского. В годы гражданской войны семья переехала в Вологду, где Кропивницкий женился на Ольге Ананьевне Потаповой (кстати, она была замечательным художником-абстракционистом); затем семья скиталась по северу России и Сибири, осев на некоторое время в Тюмени. Вернувшись в 1923 году в Подмосковье, пробивались скудными заработками учителя рисования и поэзии в народных студиях и кружках. В 1939 году Е. Кропивницкий стал членом Московского отделения союза художников, откуда был в 1963 исключен за формализм в искусстве.
Дом Кропивницких в Долгопрудном (как и «барак» его зятя О. Рабина в Лианозове) стали в середине 1950-х одним из центров искусства, альтернативного «разрешенному», официальному. Среди «лианозовцев» были яркие художники и поэты: кроме детей Е. Кропивницкого Льва и Валентины, это О. Рабин, Г. Сапгир, И. Холин, Вс. Некрасов; своим учителем Кропивницкого называет и Э. Лимонов. Умер Е.Л. Кропивницкий 19 января 1979 г.
Подготовленная в 1962 г. выставка работ Кропивницкого в Доме художника не состоялась. Единственный прижизненный сборник стихов был издан в 1977 г. во Франции; наиболее полное собрание его стихов «Избранное: 736 стихотворений + другие материалы» вышло в 2004 г. в Москве.
Идея этой выставки родилась после вернисажа ««Художники к 60-летию поэта Евгения Шешолина»: Визуализации стихотворений Е. Шешолина», состоявшегося в Галерее Ильи Сёмина в декабре 2015 года. Демонстрация различных видов связи между поэзией и изобразительным искусством вызвала интерес, хотелось продолжения... Творчество и жизнь Е.Л. Кропивницкого, поэта и художника, объединяет литературу и визуальные искусства особенно выразительным образом. На данной выставке демонстрируются работы Е. Кропивницкого из архива В.Н. Некрасова, предоставленные наследниками Г.В. Зыковой и Е.Н. Пенской. Некоторая их часть (прежде всего, картины) были несколько лет назад приняты в дар Отделом частных коллекций ГМИИ в составе коллекции Некрасова.
И.В. Мотеюнайте, Г.В. Зыкова
«Печально улыбнуться»
О творчестве Евгения Кропивницкого (1893-1979)
Евгений Леонидович Кропивницкий – удивительная фигура в истории отечественной культурной жизни. Он словно ускользает из всех искусствоведческих дефиниций, не только жанровых, но и видовых. Кто он – художник, поэт, композитор, учитель рисования, гример, член МОСХа с 1939 по 1963, проживший в строении барачного типа на станции Долгопрудная большую часть своей жизни?
И сама его творческая биография по прежнему пребывает в мерцающе- туманном облаке: корпус работ не определен, эволюция развития не намечена, автокомментария к собственным работам практически не существует. Что остается делать искусствоведу?
Внимательно всматриваться в работы, которые, в силу их нахождения в коллекции Всеволода Некрасова, оказались бесспорно подлинными, и, поэтому, эталонными. Всмотреться, разложить их по периодам (те, которые датированы) и постараться увидеть важные стилеобразующие линии в этой пестрой мозаике, к тому же далеко не полной…
Датированные работы подсказывают нам тот временной отрезок, который, благодаря Всеволоду Некрасову, оказался нам «виден» - с 1956 по 1967 год, двенадцать лет. Художнику в начале этого периода 63 года – но наше ощущение другое. Словно перед нами юноша, пробующий свои силы в разных техниках – свободно он переходит от натурных зарисовок к условным, едва предметным композициям, от нежных, почти кукольных акварельных девичьих головок к грубоватому лаконизму черно-белых линогравюр, от нежных, деликатных пейзажей до перепутанных лабиринтов, выполненных анилиново-ядовитыми красками.
Это необыкновенное разнообразие объединено одним – свободным поиском человека, привыкшего доверять только своему чутью, своему живому непосредственному чувству. Называя себя «поэтом окраин», Евгений Кропивницкий свободно двигался между художественными направлениями и в изобразительном поле, не заботясь о правилах и школах, тем более академических. Так он сохранил свой живой, непосредственный голос, свою «живую речь» - и именно этот опыт оказался необыкновенно ценен для всех тех, кто почитал себя его учениками.
А.Ю. Чудецкая