Визуализация стихотворного текста. Художники к 60-летию поэта Е.Шешолина 9 декабря 2015
«Визуализация стихотворного текста»Художники к 60-летию поэта Евгения Шешолина
«…слишком много литературы…» (Из разговоров художников)
Своеобразный синкретизм современной культуры проявляется в работах и литераторов, и художников. Поэты «играют» с расположением текста на листе, со шрифтами, пробелами, несловесными фрагментами в структуре стихов, работая со страницей как с холстом, а художники включают в картины слова, буквы и целые куски текста; порой нарочито разрушая плоскость, имитируют объем. Такие сближения текста и полотна обнажают важные процессы творческого сознания, связанного с воображением. Напряжение мышц гортани и глазных яблок вызывают внутри черепа схожие химические и электрические процессы, приводящие к выплеску образа на различные носители: лист бумаги, холст, экран монитора, etc. В воспринимающем сознании стираются грани между теплым и черным, мягким и высоким, большим и треугольным. Глобальное и универсальное поглощает и растворяет конкретику малого человеческого жеста, наносящего мазок или выводящего букву. По большому счету, живопись, графика, напечатанное стихотворение, – все это оттиски, отпечатки, следы образов в сознании, вытесняющие рациональное, понятное и, кажется, даже человеческое. Размываются границы между культурным и диким, цивилизованным и первобытным, человеческим и животным. В чистом виде живопись и литература как будто кончились, пришла эпоха искусства, в котором обнаруживается энергия сознания и материального мира, в нерасчленимом многообразии составляющих: чувствующего человека, окружающих его природных явлений, культурных объектов, технических средств.
Нас интересовало, какие типы схождений существуют между литературой и живописью. Что имеется в виду при обнаружении «литературы» в художественном полотне (см. эпиграф)? Что дает (и может ли дать) литература живописи?
Ощутимый в словесном образе запас энергий питает воспринимающее сознание художников. Для их натренированных глаз стихотворение может быть просто фигуркой: столбиком, набором линий, орнаментом и еще чем угодно. Уподобляя текст всем природным и культурным объектам, художник утверждает реальность, где царствуют формы.
Будучи опытным читателем, он может отозваться на созданные словом образы и воспроизвести их на полотне. Из бесконечного числа образов, заложенных в сознании носителей языка, он выбирает один единственный, который и дополняет, и продолжает словесный.
Поверх формы текста и значения слова художник может откликнуться на настроение поэта, на ауру запечатанного в стихотворении состояния. Оно оказывается чем-то созвучным его собственному и выливается на холст в совершенно произвольных видах форм, линий, красок. Тогда причудливо соприкасаются две творящие субстанции, а два материальных объекта: напечатанное стихотворение и некая, обычно не белая, поверхность холста, ? парадоксально утверждают метафизическую реальность человеческого сознания.
В любом случае под визуализацией мы понимаем разные варианты изображений, связанных со стихотворением (словесным текстом). Она включает в себя как классическую иллюстрацию, делающую словесный образ зрительно воспринимаемым, так и визуализацию семантического анализа текста (различных графических изображений словесных знаков), или фиксацию на плоскости ассоциаций воспринимающего. Области пересечения (схождения, различия) образов или ассоциаций в работах разных авторов-художников утверждают сложность и многообразие взаимодействий между этими видами искусства: наиболее рационализированным словесным и наименее артикулируемым визуальным.
Что происходит, если разные художники берутся визуализировать тексты одного автора? Во-первых, он явно «оживает» на полотнах в непредсказуемых, новых формах; формах созвучных сегодняшнему дню, который неизбежно включит время жизни умершего поэта. Во-вторых, здесь, где собраны эти полотна, формируется реально новое пространство; в нем аукаются и стыкуются времена и сознания.
Мы не могли знать, какая завитушка литеры, излом строки, биографическое впечатление, или образ обеспечит «встречу» творцов и что даст такая встреча. Но в любом случае мы получили зал, похожий на гипертекст, причем с участием живых и ушедших. Это дань памяти поэту и одновременно утверждение своего времени.
30.11.2015. И. Мотеюнайте
Книги отпечатанные к Шешолинским чтениям
№3 Псковского литературно-художественного журнала